Развитие творческого мышления
Развитие творческого мышления младших
школьников на уроках математики в начальной школе
(методические рекомендации)
В
Государственных образовательных
стандартах второго поколения целями основной образовательной программы
начального общего образования являются:
создание условий для охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального
благополучия;
для развития ребенка как субъекта
отношений с людьми, с миром и с собой через: побуждение и поддержку детских
инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и
сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе,
расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ
умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.
Мы
видим, что направленность образовательного процесса на формирование самостоятельности ребенка должна
выступать как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Учебная самостоятельность является той
ключевой компетентностью, к развитию которой стремится современная школа.
Важно, начиная с раннего возраста, помещать ребенка в образовательные
пространства, позволяющие ему максимально полно проявить заложенные на
генетическом уровне способности. Не только те, которые могут понадобиться на
уроках по предметам, а вообще все – творческие, исследовательские и т.д. Чем
больше столкновений у ребенка с внешними обстоятельствами, другими людьми и
культурами, тем лучше он начинает понимать себя, определяться в мире.
Возможности использования «Курса развития
творческого мышления» на уроках математики
Курс
развития творческого мышления разработан на базе известной модели структуры
интеллекта Дж.Гилфорда. В рамках этой модели впервые было выделено дивергентное
мышление, являющееся основой творчества.
Дивергентное
мышление – это вид мышления, который характеризуется преодолением мыслительных
шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении
проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет
однозначных трактовок, в отличие от реальной учебной практики, где задачам и
проблемам уготованы верные решения.
Дивергентное
мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует
целенаправленного обучения и развития.
Все
упражнения и задания предлагаемого Курса предназначены для развития следующих
творческих мыслительных способностей:
1. Беглость
– это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений и т.д.
2. Гибкость
– это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении
проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек
зрения.
3. Оригинальность
– это способность придумывать нестандартные уникальные необычные идеи и
решения.
4. Способность
к детальной разработке – это способность расширять, развивать, приукрашивать и
подробно разрабатывать какие – либо идеи, сюжеты, рисунки.
Человек
с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни,
находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно
оценивать свои результаты и, совершив ошибки на своем творческом пути, способен
к их исправлению.
Таким
образом, единственным плодотворным путем развития творческого мышления в
детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей,
природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся
деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.
|