Процедура определения уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям.
1 этап. Предварительный.
На данном этапе происходит подготовка и подача заявления от педагогического работника, содержащего обоснование решения об аттестации на соответствующую квалификационную категорию. Это необходимо сделать за 3 месяца до окончания срока действия имеющейся категории ( 1 месяц на рассмотрение заявления, два – на процедуру аттестации).
Важность предварительного этапа заключается в том, что успешность всей аттестации в значительной мере зависит от аргументированности заявки на ту или иную квалификационную категорию.
Кроме того, при подготовке к процедуре аттестации педагогический работник готовит портфолио. Документы, входящие в портфолио, должны также отражать соответствие аттестуемого каждому требованию.
2 этап. Проведение экспертной оценки и самооценки педагогической деятельности.
Экспертная оценка осуществляется по следующим позициям:
1. Компетентность в области личностных качеств
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений
6. Компетентность в области организации учебной деятельности
В процессе работы эксперты:
- посещают и анализируют 1-2 урока, занятия или мероприятия;
- знакомятся с портфолио;
- изучают рабочие программы, классные журналы, результаты уровня контроля достижений обучающихся (воспитанников), методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные аттестуемым и т.д.;
- проводят беседы со всеми, кто может предоставить аргументированную информацию об уровне развития компетенций аттестуемого.
По итогам экспертизы создается экспертное заключение в виде таблицы или в виде столбчатой или лепестковой диаграммы. Кроме этого, создается текстовый документ.
Для самооценки профессиональной деятельности учителя предложена унифицированная форма «с непрерывной шкалой и с дискретной шкалой» по 72 позициям. Лист самооценки педагог заполняет самостоятельно. При этом он имеет право на необходимое консультативное сопровождение. По итогам процедуры оформляется сводная таблица параметров и показателей самооценки.
В пакет документов аттестуемого педагогического работника, предоставляемый в Аттестационную комиссию, входят:
· экспертное заключение,
· лист самооценки с прилагаемыми обработанными результатами самооценки;
· характеристика (аналог прежнего представления);
· портфолио сотрудника.
3 этап. Принятие решения о соответствии требованиям первой (высшей) квалификационных категорий.