Рефлексию в педагогическом процессе можно
определить как процесс и результат фиксирования субъектами (участниками
педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин
этого.
Цель рефлексии для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
Функции рефлексии: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная, коррекционная.
Рефлексию можно применять на любом этапе урока
(чаще всего в конце) и после изучения
темы или раздела.
Классификация рефлексии (исходя из функции)
· Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
· Рефлексия содержания учебного материала;
· Рефлексия деятельности.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с классом) и в конце деятельности.
Методы:
· карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения; эмоционально-художественное оформление (картина, музыка); оценка эмоционального состояния.
Рефлексия содержания учебного материала
Цель: выяснить, как учащиеся осознали
содержание пройденного
Приемы:
· Прием незаконченного предложения; Оценки приращения знаний и достижения целей высказывания «Я не знал….», «Теперь я знаю…»; Работа по таблице «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал); Рефлексия достижения цели (цель записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения); Рефлексия отношения к проблеме (теме), мнение до и после изучения темы; Прием «Выбор афоризма»; Прием синквейна (пятистишия)
Рефлексия деятельности необходима для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; ученик должен не только освоить содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.
Приемы:
· «Лестница успеха»;
· Использование алгоритма;
· Прием « Технологичная распаковка урока»;
· Прием «Звездочки»
Виды рефлексии – индивидуальная или групповая
Приемы для индивидуальной рефлексии: «Получил ответ или нет?»,
«Что, если?», «Плюс, минус, интересно»; Приемы «грабли», «Гроздь»; Анкета
Приемы для групповой рефлексии: «Мозговой штурм»; Опорные слова и фразы для высказываний; Прием «Пошаговые действия»
Пока педагог задает себе вопросы «Что я делаю? Для чего? С какой целью? Мог ли я сделать лучше? Что не получилось? Что я буду делать дальше?» и др. - он развивается. Рефлексия – залог развития.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учителя и учеников, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Рефлексия, ведя обучаемого у осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность.